Воскресенье, 05.05.2024, 12:15
Меню сайта
Категории раздела
"Транспорт России" [1]
Еженедельная информационно-аналитическая газета Министерства транспорта и связи РФ
"Тверская, 13" [1]
Еженедельная газета Правительства Москвы
"Ветеран" [3]
Содружество (Союз) организаций ветеранов независимых государств, Всероссийская организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, ВС и правоохранительных органов и редакция газеты "Ветеран"
"Петровский парк" [8]
Управа района "Аэропорт"
"Московский Север" [1]
Газета САО города Москвы
"Север столицы" [2]
Газета СО города Москвы
"М.С.Информ" [1]
Информационно-аналитическое издание "Московский Север"
"Молодежная газета" [2]
Префектура САО города Москвы
"Аэропорт" [1]
Муниципалитет внутригородского муниципального образования Аэропорт в городе Москве
"Красногорские вести" [4]
Администрация Красногорского района Московской области
"За автомобильно-дорожные кадры" [23]
Орган ректората и совета Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета)
"МААДО" [2]
Газета международной Ассоциации автомобильного и дорожного образования
"Слава Севастополя" [1]
Коллективное предприятие "Редакция газеты "Слава Севастополя"
"Флаг Родины" [2]
Газета Краснознаменного черноморского флота РФ
"Рассвет" [1]
Издание Севастопольской еврейской общины
"Транспорт. Наклиёт" (Таджикистан) [1]
Еженедельная газета
"Судакские вести" [1]
Информационная газета Судацкого городского совета
"Голос Крыма" [1]
г.Симферополь
"Крымские известия" [1]
г.Симферополь
"Новые известия" [1]
Ежедневная общероссийская газета
"Независимая газета" [1]
ЗАО "Редакция "Независимой газеты"
"Светлый путь" [1]
Газета Органа Южского районного комитета Коммунистической партии Советского Союза и районного Совета депутатов трудящихся
Наши контакты
  • Адрес: Москва, Ленинградский проспект, д.64, 5 этаж главного корпуса, ауд. 525

  • Телефон:
    +7(499)155-07-56

  • Контактный e-mail: musem_madi@mail.ru
Главная » Статьи » Газеты » "Петровский парк"

"Солдат, изобретатель, гражданин"
Зал Музея истории МАДИ (ГТУ) заполнен до отказа. Здесь собрались профессора, преподаватели, студенты, представители многочисленных общественных организаций, управы и муниципалитета района Аэропорт. Присутствовал даже декан университета (штат Мичиган, США) Карл Иргон – почетный профессор МАДИ. В пригласительных билетах и объявлениях было написано: «Состоится презентация коллекции моделей автомобилей, посвященная 60-летию трудовой деятельности изобретателя и конструктора, сотрудника МАДИ Рема Николаевича Уланова». «Виновник» торжества скромно сидел у краешка стола, двумя руками опирался на палочку, с доброй улыбкой отвечал на приветствия, с готовностью пожимал руки друзьям и знакомым. Рядом с ним сидела 101-кратная чемпионка мира по самолетному спорту Мария Попович. Чем заслужил этот, на первый взгляд, обыкновенный человек, такого почета и уважения?

...СОЛДАТ

Торжественное мероприятие открыл директор Музея истории МАДИ Юрий Баумштейн. Он предоставил слово профессору Зое Сазоновой. Затем выступил проректор по науке, доктор технических наук Владимир Носов. Они и многие другие рассказывали о жизни, военных годах, творческой деятельности Рема Николаевича Уланова, показывали многочисленные модели автомобилей, строительных и других машин, сделанных руками изобретателя и выставленных в зале. Постепенно вырисовывался портрет стойкого воина, изобретателя-самородка, гражданина, безраздельно любящего Россию.
На фронте рядовой Рем Уланов оказался в 1942 году. К тому времени он - коренной москвич, окончивший 10 классов, имел права водителя. Ему поручили возить на "полуторке" полковой миномет. Во время кровопролитного боя под Ржевом солдат от машины к боевой позиции тащил на поясном ремне две пудовые мины. Фашисты вели огонь из минометов, и пушек. Один из снарядов разорвался близко. Падая, Рем почувствовал сильный удар в каску, по лицу потекла кровь, потерял сознание. После госпиталя его определили на курсы механиков-водителей самоходных установок. После их окончания получил звание сержанта, стал водителем СУ-76.
В декабре 1943 года его полк в составе 1-го Украинского фронта штурмовал Коростень. Несколько дней назад город отбили у фашистов, но они организовали мощную контратаку, пришлось отступить. Все ждали, что противник с утра предпримет попытку развить успех, снова бросится в атаку. Поэтому ночью батарею самоходок выдвинули ближе к переднему краю, где ожидалось наступление.
С рассветом немцы открыли артиллерийский огонь, снаряды рвались слева и справа. Вдруг самоходка содрогнулась от сильного удара. Левее и ниже лобовой брони у ног механика-водителя" прошла "болванка", выпущенная "Фердинандом":Запахло щелочью, повалил дым, младший лейтенант приказал всем срочно покинуть машину. Уланов вылез через передний люк, отбежал, упал в воронку. Стали рваться снаряды, самоходка вспыхнула. Когда взрывы закончились, Рем подполз к машине, думал, что все члены экипажа погибли.
-    Уланов, сюда! - услышал он голос командира. Оказывается, они успели выскочить в заднюю дверь, укрыться во рву, остались живы. Экипаж спасло то, что Рем по совету бывалых солдат работал на топливе из заднего бака, а передний был полон. Это спасло машину от немедленного взрыва.
"Безлошадного" механика-водителя временно посадили на "полуторку" перевозил раненых. Через десятилетия Рем Николаевич сделает ее модель: все как у настоящей машины, в кузове стоит бочка с горючим, запасное колесо, настелена солома, на ней перебинтованные бойцы и командиры.
-    Перевозить раненых - тяжелейшая и мучительная обязанность, -вспоминал бывший солдат. - Была зима, сильный мороз, окровавленных бойцов надо быстро доставлять в. эвакогоспиталь. По дороге налетали фашистские самолеты, приходилось прятаться под деревьями или среди построек, а каждая минута задержки кому-то стоила жизни...
Возвращаясь обратно на передовую, Уланов левым передним колесом наскочил на противотанковую мину. От взрыва получил тяжелое ранение, ожоги, был контужен, долго лежал на снегу. Его, обмороженного, доставили в госпиталь. Слава врачам и Богу, через четыре месяца он снова влился в боевой строй. Сержанта - опытного воина, послали на армейские курсы младших лейтенантов. Через три месяца - в августе 1944 года, он стал офицером, получил' СУ-76, возглавил экипаж. Полк в это время воевал на территории Польши, вплотную подошел к Висле.
Предыдущей ночью передовые части форсировали реку, разгромили обороняющихся, захватили плацдарм, впоследствии названный Сандомирским. Противник всеми силами пытался уничтожить смельчаков. На-ше командование предпринимало меры для усиления группировки. Вечером батарея СУ-76 получила приказ под покровом ночи переправиться на ту сторону. .
- Командир батареи произвел рекогносцировку, - рассказывал ветеран, - переправляться мы должны по притопленному мосту, обозначенному ветками. Моя машина шла пятой, замыкала колонну. Когда стемнело, на малой скорости, чтобы противник не слышал, подошли к переправе. Одна за другой "сушки" заезжали на переправу. Все командиры машин шли в полутора-двух метрах впереди по пояс в воде, указывая направление механикам-водителям. Вода мне показалась холодной, сапоги отяжелели. Преодолевая течение, шаг за шагом удалялись от берега. Механик-водитель Писанько ехал на первой скорости, осторожно. Вдруг я провалился, с головой ушел под воду, успел рукой зацепиться за буксировочный крюк. Было темно, но Писанько заметил мое исчезновение, мгновенно остановился, это спасло мне жизнь. Поднявшись на настил, я снова занял место перед машиной.
На плацдарме самоходчики все оставшееся до рассвета время оборудовали боевую позицию. С утра начался бой. Противник открыл сильный артиллерийский огонь, потом пошли танки. Несколько дней шло сражение. Впереди стоял артиллерийский противотанковый полк, он почти весь погиб. Понесли потери и самоходчики, но плацдарм отстояли. Вскоре младшего лейтенанта Уланова отправили на курсы Высшей офицерской технической бронетанковой школы в Казань, где он и встретил День Победы.

...ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
На курсах Рем Уланов с жадностью изучал принципы конструирования и функционирования новых машин, занимался экспериментальной работой, много времени проводил в лабораториях, чертил схемы устройств и механизмов. Любопытством, смекалкой, тягой к творчеству он отличался с детства. С малых лет Рем любил с отцом кататься на мотоцикле, быстро освоил назначение органов управления, с девяти лет ездил самостоятельно. В школьные годы в техническом кружке конструировал модели самолетов, планеров, глиссеров, автомобилей. В 1938 году вместе с товарищами изготовил действующую модель самолета АНТ-25, на котором В. Чкалов совершил беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку.
В армии Уланов приобрел огромный опыт эксплуатации и ремонта автомобиля, самоходной установки, досконально изучил устройство и функционирование всех систем. В бронетанковой школе получил отличную теоретическую подготовку. После ее окончания, как одному из наиболее подготовленных офицеров, ему довёрили и испытание новых танков на по-лигоне в Кубинке. Здесь он тесно сотрудничал с опытными военными инженерами-конструкторами А. Сычем, Г. Скворцовым, П. Бурцевым, доводил до совершенства работу механизмов и систем, сам на танке накатывал тысячи километров. После таких поездок нередко "подбрасывал" конструкторам идеи по повышению надежности и совершенствованию узлов и целых устройств. С каждым днем он все больше проявлял себя как инженер-изобретатель.
В 1951 году продолжалось послевоенное сокращение армии. Уланов капитаном уволился из Вооруженных Сил, стал работать в научно-исследовательском институте организации механизации в строительстве. В то время активно возводились высотки Москвы. Рему Николаевичу поручили разработать мототачку грузоподъемностью 0,5 тонны для перевозки грузов на этажах и около строящихся объектов. Пришлось изучить и детально разобраться во многих советских и зарубежных образцах. Главная трудность заключалась в изготовлении легко управляемой и мобильной ходовой части. Традиционная автомобильная схема не подходила. Уланов предложил совершенно новую принципиальную и конструкторскую схему - трехопорное шасси с двумя независимыми приводами колес. По чертежам конструктора был изготовлен опытный образец, он успешно прошел испытания при строительстве высотного здания на Площади Восстания. Автор мототачки получил за изобретение золотую медаль ВДНХ СССР, а на выставке в Сокольниках его обнял и поблагодарил глава государства Н.С. Хрущев.
Позднее Рем Николаевич много времени провел в Ленинграде, где по просьбе местных властей внедрял мототачку в различные службы городского хозяйства. Работа продвигалась успешно, сразу несколько заводов запустили ее в производство. Параллельно Уланов предложил заменить строительные леса и подвесные люльки при обслуживании фасадов жилых домов мобильными шарнирно-рычажными подъемниками. Они тоже были запущены в производство во многих городах СССР. На базе мототачек появились транспортно-уборочные машины.
Изделия Уланова экспонировались на различных отраслевых и международных выставках, он получал дипломы и награды. Во время бурного развития космонавтики, наработки конструкторских групп, которыми руководил Рем Николаевич, использовались при создании ходовой части лунохода. На Горьковском автомобильном заводе выпустили партию уникальных малогабаритных вилочных погрузчиков с ходовой частью мототачки. Слава, авторитет инженера-конструктора росли день ото дня. Им были разработаны, изготовлены и испытаны новые образцы уборочных машин, известная космическая организация "Комета" стала выпускать подъемные устройства УП-16 и УП-65. Всего Уланов разработал, сконструировал, участвовал в изготовлении более 50-ти образцов транспортных, подъемно-транспортных и специальных машин, в том числе спортивных. Многие выдающиеся конструкторы называли его российским изобретателем-самородком.

…ГРАЖДАНИН
Рем Николаевич из породы тех людей, которых называют трудоголиками. Он никогда не стремился к славе, быть на виду, тем более добиться какой-то личной выгоды. Ночи напролет проводил за кульманом - чертил, размышлял, рассчитывал, сутками пропадал на заводах. Многие сотрудники, работавшие под его руководством, стали директорами, ведущими конструкторами. На базе его изобретений можно было защитить несколько докторских диссертаций, а он фактически не имел законченного высшего образования. Это обстоятельство закрывало для него путь к учёной степени. Когда пришел работать в МАДИ, в виде исключения ему разрешили защитить диссертацию на звание кандидата наук. С этой задачей испытатель-самородок справился успешно, подкрепив инженерные выкладки статьями из многих технических журналов.
Особая гордость Уланова - разработка, изготовление быстроходной вездеходной машины скорой медицинской помощи для сельской местности БДСМ-80. Удалось изготовить всего лишь опытный образец - начались ельцинские разрушительные реформы, заводы пришли в упадок, уникальной машиной никто не заинтересовался. Изобретатель сделал ее управляемый макет, который занимает достойное место среди сотни других экспонатов, выставленных в Музее истории МАДИ для всеобщего обозрения. Студенты по ним изучают развитие отечественного машиностроения.
21 ноября изобретателю-самородку Уланову исполнилось 80 лет, но он продолжает трудиться. Его крохотная комнатка завалена чертежами, схемами, он часто встречается со студентами, школьниками, рассказывает о ратном трудовом подвиге советского народа. Он сам - легендарная история Отечества: когда надо - был солдатом, защищал ее, не жалея крови и самой жизни. В мирное время стал заслуженным строителем. Поздравляем Вас, Рем Николаевич, с юбилеем, желаем здоровья, долгих лет жизни, новых творческих удач.
Владимир Синютин
К статье прилагается 1 фото
Категория: "Петровский парк" | Добавил: museumofmadi (26.07.2008) | Автор: В.Сенютин
Просмотров: 1999 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Понравилось ли Вам у нас?
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мы рекомендуем: Firefox
Связь по icq: 460656859 PRAS © 2024
Хостинг от uCoz