Постановлением Совнаркома СССР от 6 ноября 1940 г. в системе Народного комиссариата просвещения были созданы специальные школы для подготовки юношей к учебе в военных училищах. Их выпускники получали общее среднее образование в объеме десяти классов и первоначальную военную подготовку по избранной специальности. Сразу после этого в Москве появилось несколько артиллерийских и всего одна спецшкола ВВС, выпускником которой и стал в послевоенные годы Юрий Александрович Баумштейн.
- Победа в Великой Отечественной войне вселила в наши молодые сердца столько уверенности и надежд на будущее, что многие парни 14-15 лет захотели как можно быстрее надеть военную форму, - рассказывает Ю.Баумштейн, - особенно с голубыми погонами, окантованными желтыми галунами, и летными эмблемами в виде крылышек и пропеллера. Первоначальный поток был не менее 8-10 ребят на одно место. Но медицинская комиссия тщательно отбирала кандидатов для будущих кадров ВВС и даже при небольших отклонениях в здоровье отсеивала. «Авиации нужны только крепкие и здоровые парни», - говорили нам врачи.
Медкомиссию я прошел, но у меня внезапно возникла другая серьезная преграда: надо было уговорить родителей, чтобы они не возражали против моей учебы в спецшколе ВВС. Заявление с их подписью о согласии оказалось совершенно необходимым - мы-то ведь были несовершеннолетними. А мои родители не хотели, чтобы я стал военным. На уговоры отца с матерью ушло много времени, но моя настойчивость и огромное желание учиться в спецшколе победили.
Начались занятия. Кроме общеобразовательных предметов мы постигали науку ходить строем.
Несколько позже мы стали проходить практику на подмосковном аэродроме, поначалу помогали механикам обслуживать самолеты По-2. Позже мы выполняли учебные полеты под руководством инструкторов (как правило, в простых метеорологических условиях). Впечатления от этих первых полетов остались на всю жизнь.
В 1948 г. нас выпустили из стен спецшколы. Некоторые мои товарищи и друзья стали знамениты на всю страну: Героем Советского Союза стал летчик Николай Кульчитский; заслуженным летчиком-испытателем стал Михаил Котельников; заслуженным строителем космодромов Байконур и Плесецк - Герман Питалев; заместителем полярной экспедиции - Владимир Ткачев.
Ну а мне по ряду причин пришлось учиться в Московском автомобильном институте. И всю свою трудовую жизнь я
проработал в системе автотранспорта.
Но выпускники спецшколы ВВС не забывают друг друга: осенью 1998 г. мы вновь собрались вместе и отметили 50-летие
окончания школы. Записал Василий Потапченко
|