Воскресенье, 05.05.2024, 17:05
Меню сайта
Категории раздела
"Транспорт России" [1]
Еженедельная информационно-аналитическая газета Министерства транспорта и связи РФ
"Тверская, 13" [1]
Еженедельная газета Правительства Москвы
"Ветеран" [3]
Содружество (Союз) организаций ветеранов независимых государств, Всероссийская организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, ВС и правоохранительных органов и редакция газеты "Ветеран"
"Петровский парк" [8]
Управа района "Аэропорт"
"Московский Север" [1]
Газета САО города Москвы
"Север столицы" [2]
Газета СО города Москвы
"М.С.Информ" [1]
Информационно-аналитическое издание "Московский Север"
"Молодежная газета" [2]
Префектура САО города Москвы
"Аэропорт" [1]
Муниципалитет внутригородского муниципального образования Аэропорт в городе Москве
"Красногорские вести" [4]
Администрация Красногорского района Московской области
"За автомобильно-дорожные кадры" [23]
Орган ректората и совета Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета)
"МААДО" [2]
Газета международной Ассоциации автомобильного и дорожного образования
"Слава Севастополя" [1]
Коллективное предприятие "Редакция газеты "Слава Севастополя"
"Флаг Родины" [2]
Газета Краснознаменного черноморского флота РФ
"Рассвет" [1]
Издание Севастопольской еврейской общины
"Транспорт. Наклиёт" (Таджикистан) [1]
Еженедельная газета
"Судакские вести" [1]
Информационная газета Судацкого городского совета
"Голос Крыма" [1]
г.Симферополь
"Крымские известия" [1]
г.Симферополь
"Новые известия" [1]
Ежедневная общероссийская газета
"Независимая газета" [1]
ЗАО "Редакция "Независимой газеты"
"Светлый путь" [1]
Газета Органа Южского районного комитета Коммунистической партии Советского Союза и районного Совета депутатов трудящихся
Наши контакты
  • Адрес: Москва, Ленинградский проспект, д.64, 5 этаж главного корпуса, ауд. 525

  • Телефон:
    +7(499)155-07-56

  • Контактный e-mail: musem_madi@mail.ru
Главная » Статьи » Газеты » "За автомобильно-дорожные кадры"

"Есть ли будущее у "института кураторов?"

Два-три десятка лет назад практически каждый преподаватель МАДИ часть своего времени посвящал кураторской работе со студентами. Кураторы помогали ребятам быстрее адаптироваться к новым для них условиям высшей школы. Среди кураторов, как и в любом трудовом коллективе, нередко встречались формалисты, но были и настоящие педагоги, общение с которыми оказывало значительное влияние на формирование личностей студентов — их духовный рост, развитие интеллекта и коммуникабельности.
Переход из школьной жизни в студенчество — это стресс. То время, когда все учителя не только знают своих учеников по имени, но и в значительной степени определяют содержание каждого школьного дня, резко и безвозвратно уходит в прошлое. Первокурсник оказывается в сфере абсолютно новых контактов, обязанностей и ощущений. Успехов тебе, будущий инженер!
Примечательно, что в тех странах, в которых к самостоятельной работе детей приучают гораздо раньше, чем в России, юные студенты университетов ни дня не остаются наедине со своей самостоятельностью. В университетах Западной Европы и США студенты находятся под опекой наставников — тьютеров. Тьютер — это не «классный руководитель», он — коллега будущих инженеров по общей университетской работе и их старший друг.
Университет — очень сложная структура с множеством внешних и внутренних связей. Главные составляющие любого университета — это коллективы студентов и преподавателей. Без разносторонних связей между ними немыслима эффективная совместная работа. Взаимодействие преподавателей и студентов только в рамках учебных контактов ограничивает возможности развития единого коллектива университета. Многолетний опыт моей работы в МАДИ доказывает, что наши студенты хотят больше общаться со своими преподавателями. Даже первокурсникам хочется иметь информацию о содержании исследовательских работ, выполняемых на кафедрах, о характере дипломных проектов студентов, о судьбе выпускников МАДИ, об истории родного университета. Все это очень важно для мотивации серьезной учебы, для ранней постановки профессиональных целей, для формирования осознанной гордости за принадлежность к одному из лучших технических университетов – МАДИ (ГТУ).
Кураторство — одно из возможных направлений развития неформального общения студентов младших курсов с преподавателями. Будет ли возрожден институт кураторов? Предпринятые в предыдущем году попытки реанимировать кураторскую деятельность с первокурсниками не оказались успешными. Нужны новые идеи, энтузиазм и потребность в том, чтобы вкладывать свой опыт, знания и человеческую доброту в наше общее будущее — в будущее МАДИ.
Я читаю курс для третьекурсников энерго-экологического факультета элективный курс «Основы инженерного творчества». Всех студентов хорошо знаю, поскольку на первом и втором курсах преподавала им физику. За прошедший период совместной работы укрепилось чувство уважения к моим ученикам. Мы вместе обсуждаем историю развития инженерного дела, изучаем методы поиска творческих инженерных решений. Вспоминаем различные фи-зические явления и эффекты, которые можно использовать для решения конкретных практических задач. Они учатся и абстрактно мечтают о будущей инженерной работе по специальности, но, к сожалению, очень слабо представляют себе содержание тех инженерных проблем, которые сегодня решают их дипломированные коллеги. Возникла идея провести одно из занятий совместно с заведующими выпускающих кафедр на базе музея МАДИ. Коллектив преподавателей, руководящих необычным занятием, сформировался мгновенно: профессоры З.С. Сазонова, В.Е. Ютт, Ю.В. Трофименко, директор музея МАДИ Ю.А. Баумштейн.
Юрий Александрович Баумштейн — бывший выпускник МАДИ. Он работал инженером как на отечественных, так и на зарубежных предприятиях, решая практические задачи самого разного производственного характера. Годы учебы в МАДИ не прошли впустую. Приобретенные в родном институте подготовка и умение самостоятельно работать помогали быстро осваивать разные области инженерного дела. Юрий Александрович и МАДИ родились в один и тот же 1930 год, история нашего университета – это и история его собственной жизни. Сегодня Ю.А. Баумштейн работает над реконструкцией музея нашего университета, а фактически он создает новый живой музей МАДИ. Здесь «воскрес» старинный рояль, а долго молчавший прекрасный музейный зал наконец зазвучал в пении и спорах. Юные студенты с| интересом знакомятся с экспозицией разных факультетов: люди, идеи, достижения, а с полотен высоко висящих картин смотрят глаза тех, чьи силы и талант навсегда стали частью родного МАДИ. Музей развивается, сюда приходят студенты, выпускники МАДИ, преподаватели разных кафедр, гости нашего университета.
Занятие по основам инженерного творчества открыла Ирочка Разумова — студентка второго курса. Она будущий инженер-эколог.
Экология — это наука о гармонии человека и природы. Существует термин «экология души». Когда Ирина заиграла на рояле, мы все поняли, что это не только термин, но и явление.
Ребята знакомились со своей «родословной», переходя от стенда к стенду. Все семьдесят не заметили, как закончилась первая «пара». Зазвучал рояль. Что только не играл для нас Юрий Николаевич Прошин! Все было прекрасно. Никто не вышел из зала во время перерыва. Мы слушали музыку.
Педагоги знают, что успех процесса обучения в большой степени определяется эффективностью системы положительной обратной связи между студентами и преподавателями.
Об истории развития кафедры электротехники и электрооборудования рассказал заведующий кафедрой Владимир Евсеевич Ютт. Он сформулировал основные направления тех научных исследований, которыми руководят конкретные преподаватели кафедры, и заинтересовал своих студентов, указав на универсальность и перспективность специализации «Электрооборудование автомобиля». Владимир Евсеев крепил единство коллектива студентов-электротехников и экологов, отметив, что многие задачи, решаемые выпускниками его кафедры, тесно связаны с экологическими проблемами (Давайте работать вместе!). Будучи сам разносторонне образованным человеком, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор В.Е. Ютт подчеркнул, что для развития творчества инженера очень важными являются широта его интересов и эрудиция не только в области тех-ники, но и в сфере литературы, музыки, живописи.
С молодой кафедрой промышленно-транспортной экологии познакомил заведующий кафедрой, профессор Юрий Васильевич Трофименко. Выпускники кафедры являются специалистами широкого профиля. Основная сфера будущей деятельности — это экологические службы автотранспортного и автодорожного профилей. Однако реализуемая в МАДИ теоретическая и практическая подготовка инженеров-экологов обеспечивает им также возможность успешного профессионального участия в экологических проектах разного содержания и различных масштабов. Все дипломные проекты, выполняемые на кафедре, представляют собой новые исследования и разработки. Некоторые результаты, полученные студентами, внедрены для практического использования. Авторы большинства дипломных проектов подготовили статьи для публикации. Кафедра развивает свою информационную и лабораторную базу. Эффективно функционирует оснащенный компьютерами учебный класс. В настоящее время совместно с кафедрой инженерной педагогики разрабатывается проект межкафедральной компьютеризованной лаборатории.
Студенты задавали самые разные вопросы, связанные и с процессом обучения, и с учебными программами, и с будущим трудоустройством. Ответы были прямыми и честными. Трудности не скрывались, перспективы и возможности обсуждались. Все присутствующие были приглашены на предстоящие защиты дипломных проектов выпускников.
И студенты, и преподаватели были удовлетворены совместной работой. Нам удалось организовать коллективную работу студентов и профессоров четырех кафедр: инженерной педагогики, физики, электротехники и электрооборудования и промышленно-транспортной экологии. Одним из вдохновителей и руководителей нашей замечательной встречи стал директор музея Юрий Александрович Баумштейн. Большое ему спасибо.
Мы обсуждали вопросы, связанные с инженерным творчеством. Творчество — это счастье созидания. Надо упорно трудиться, чтобы его не упустить. Необходимо уже на первом курсе научиться самостоятельно и эффективно работать, верить в свои силы и ценить возможность коллектива. Студентам нужна моральная поддержка тех людей, которым они доверили обучать себя в самый продуктивный для учебы период жизни.
Быть или не быть «институту кураторства»?
З.С. САЗОНОВА, профессор

Категория: "За автомобильно-дорожные кадры" | Добавил: museumofmadi (28.07.2008) | Автор: З.Сазонова
Просмотров: 1484 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Понравилось ли Вам у нас?
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мы рекомендуем: Firefox
Связь по icq: 460656859 PRAS © 2024
Хостинг от uCoz