Понедельник, 29.04.2024, 02:11
Меню сайта
Категории раздела
МПГ [2]
Выставки [1]
Встречи [1]
Наши контакты
  • Адрес: Москва, Ленинградский проспект, д.64, 5 этаж главного корпуса, ауд. 525

  • Телефон:
    +7(499)155-07-56

  • Контактный e-mail: musem_madi@mail.ru
Главная » Статьи » События » Встречи

Орлы умирают только в небе...

Всем известно, что профессия лётчика, особенно испытателя, опасна и трудна. Но всех ли героев этой профессии мы знаем? И всё ли знаем о каждом из них? А.И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб, Н.Д. Гастелло, В.П. Чкалов, М.М. Громов…эти и многие другие имена назовут даже те, кто не изучал историю отечественной авиации.

Этот ряд дополняет также имя знаменитого лётчика советской эпохи, дважды Героя Советского Союза, Заслуженного лётчика-испытателя СССР Амет-Хан Султана (1920-1971). В летопись отечественной авиации он вошёл как прославленный лётчик-ас во время Великой Отечественной войны, так и как лётчик-испытатель уже в послевоенные годы. Авиации Амет-Хан Султан посвятил Больше половины своей жизни. Закончив ФЗУ и поработав рабочим в железнодорожном депо, он в 1939 году поступает в знаменитую Качинскую лётную школу, которую успешно заканчивает в 1940 году. Амет-Хан освоил самолёты И-153, «Харрикейн», «Аэрокобра», Як-1, Як-7, Ла-7. к этому списку можно добавить немецкий связной самолёт «Физелер Fi 156-Шторьх», который он в паре с Героем Советского Союза Иваном Борисовым перехватил и посадил на свой аэродром. В течение нескольких минут Амет-Хан изучил этот самолёт и поднял его в воздух.

На счету Амет-Хана - 52 сбитых немецких самолёта, 33 было сбито лично, 19 – в составе группы. Первая победа аса была одержана над бомбардировщиком Юнкерс-88, который был сбит над Ярославлем воздушным тараном. Среди сбитых  Амет-Ханом самолётов было 7 бомбардировщиков Хейнкель-111. Эти самолёты были грозным оружием в гитлеровской авиации и, кроме бомб, имели четыре спаренные установки для стрельбы назад. Сбить такой самолёт считалось большой победой, и Амет-Хан был рекордсменом по их числу – такое количество бомбардировщиков этого типа больше никому не удавалось сбить. Заключительная победа была одержана за 10 дней до  Великой Победы, 29 апреля 1945 года, когда Амет-Хан сбил Фоке-Вульф-190 прямо над аэродромом Темпельгоф в Германии.

В 1946 году Амет-Хан становится лётчиком испытателем в ЛИИ имени М.М. Громова в Жуковском. Вместе с Игорем Шелестом в 1949 году он на самолёте Ту-2 осуществляет первую в истории отечественной авиации полную автоматическую дозаправку в воздухе, в 1952-53 гг. вместе с С.Н. Анохиным, Ф.И. Бурцевым и В.Г. Павловым он принимает участие в испытаниях аналога самолёта-снаряда (КС), позже, в 1958 году испытывал катапультное кресло для самолётов Су-7 и Су-9. В начале 60-х годов Амет-Хан Султан в качестве командира корабля осуществляет полёты на невесомость на самолёте-лаборатории Ту-104АК, обеспечивая тренировки Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, В.Ф. Быковского, П.Р. Поповича. Этот самолёт поступил в Центр подготовки космонавтов (ЦПК) в 1967 году. Лётчиков ЦПК готовили в ЛИИ.

В феврале 1971 года жизнь Амет-Хана трагически оборвалась при выполнении полёта на самолёте Ту-16ЛЛ (летающей лаборатории), целью которого было осуществление лётных испытаний нового турбореактивного двигателя. Его память чтят разные народы – как русский, так и татарский (его мать была крымской татаркой), так и дагестанский ( его отец был лакцем, лакцы – один из народов Кавказа, живущий в Дагестане). В подмосковном Авиаграде, в Жуковском, одна из улиц названа именем знаменитого сокола, в Крыму, в Алупке, на родине великого лётчика, создан мемориальный музей. В аэропорту города Махачкала на привокзальной площади установлен бюст Амет-Хан Султана. Памятник прославленному лётчику установлен также на аэродроме Ле-Бурже, знаменитом проходящими там авиакосмическими салонами. Полк, в котором воевал Амет-Хан, участвовал в совместных боевых действиях со знаменитым полком «Нормандия-Неман». Его лётчики были хорошо знакомы с Амет-Ханом, который в будущем стал также национальным героем Франции.

В день его пятидесятилетнего юбилея, 25 октября 1970 года, Павел Головачёв спросил его, в шутку, не пора ли ему спуститься на землю. Амет-Хан ответил притчей, которую в детстве не раз слышал от отца: когда орёл предчувствует свою смерть, он поднимается как можно выше, затем складывает крылья и камнем летит вниз. Всего лишь три с небольшим месяца спустя, 1 февраля 1971 года, оказалось, что ему была уготована такая же судьба.  

Нет сомнения, что Герой занял достойное место не только в истории отечественной авиации, но и в самой российский истории. Но не будет ли он предан забвению в связи с хаосом, царящим после распада советской империи? Будут ли наши современники знать своих героев?

Эти проблемы обсуждались на вечере памяти Амет-Хан Султана, который 25 октября, в день рождения прославленного лётчика, состоялся в музее Московского Автодорожного института (МАДИ). Традиция проводить вечера его памяти заложена в 2003 году. Одним из инициаторов и постоянным организатором этих вечеров стал директор музея МАДИ Юрий Александрович Баумштейн. Будучи курсантом знаменитой 1-й Московской спецшколы ВВС, которая располагалась неподалёку, в Чапаевском переулке, Юрий Александрович всегда интересовался историей развития отечественной авиации и в кругу его друзей немало знаменитых лётчиков. Сам вуз, музей которого стал местом проведения вечера, авиационным не является. Но его деятельность отчасти связана и с авиацией и космонавтикой - среди специальностей, которые приобретают будущие выпускники, есть «Строительство, проектирование и эксплуатация  дорог и аэродромов», «Проектирование, создание, доставка, перевозка и монтаж транспортных установок, тягачей и амфибийных машин, стартовых комплексов для ракетно-космической техники». И нет сомнения в том, что это место является достойным для того, чтобы почтить память лётчика-героя. Муниципальный округ, как и находящаяся на его территории станция метро, не случайно получили название  «Аэропорт». Сам район, где находится МАДИ, является частью нашей авиационной истории. Центральный аэродром на Ходынском поле был воздушными воротами Москвы, пока не появились аэропорты Быково и Внуково. Совсем рядом – прославленные конструкторские бюро С.В. Ильюшина, П.О. Сухого, А.И. Микояна, А.С. Яковлева.

Предтечей прошедшей встречи стала состоявшаяся в специализированном санатории-профилактории «Полёт» в Новом Свете в Крыму ежегодная международная научно-практическая конференция, посвящённая авиации и космонавтике. Группа во главе с Ю.А. Баумштейном в первый день работы конференции посетили музей Амет-Хана Султана в Алупке и возложили цветы у воздвигнутого ему обелиска.

На вечер в МАДИ были приглашены как деятели авиации, так и политические деятели республики Крым. Об Амет-Хане говорили не только как о лётчике, но и как о национальном Герое. Евгений Макарович Вакулко, авиационный инженер, доктор технических наук, лично знал его ещё во времена своей службы в НИИ-2 (ныне – НИИ АС – Научно-исследовательский институт авиационных систем). В 50-х годах этот институт совместно с ЛИИ осуществлял испытания ракет с головкой самонаведения. Амет-Хан был представителем ЛИИ. Он проявил себя как опытный лётчик, и именно с его помощью из нескольких конструкций головки самонаведения была выбрана наилучшая.

Среди участников встречи были деятели политики – генеральный консул в автономной республике Крым Александр Алексеевич Николаев и помощник депутата Госдумы Василий Васильевич Гапоненко. Он  вместе с Юрием Александровичем является соавтором недавно вышедшей книги об Амет-Хане Султане. В эту книгу вошли и ранее неизвестные материалы. Авторы провели серьёзную исследовательскую работу – посетили школу, в которой учился Амет-Хан, разыскали его родственника Шамиля, который предоставил вырезки из старых газет, ознакомились с материалами музея в Алупке и архивами  в Симферополе.

А.А. Николаев и В.В.Гапоненко говорили о политических проблемах, с которыми приходится сталкиваться, увековечивая память героя.  Причиной этих проблем стали как распад СССР, так и реакция крымских татар на репрессии, которым они были подвержены в 1944 году. Тогда из Крыма на основании обвинения в пособничестве гитлеровскому режиму было выселено около 200000 крымских татар. В начале 90-х годов они стали возвращаться и сейчас их численность в Крыму достигает 270000 человек. Алупка, где родился Амет-Хан Султан, входит в территорию крымско-татарского меджлиса. Меджлис не признаёт его своим героем. Одна из причин этого – его отказ принять участие в националистическом движении, о котором он заявил в довольно резкой форме. От некоторых современников, представителей крымско-татарского народа, даже раздавались высказывания о том, что Амет-Хан воевал не на той стороне, на какой нужно было. Они всерьёз считают, что если бы в войне победил Гитлер – в Крыму была бы демократия. Но что такое «демократия по Гитлеру», история показала далеко не на единственном примере – Франция, Румыния, Италия. Если бы мечта «патриотов» сбылась – Крым бы дополнил этот ряд. Политические разногласия сказались и на жизни музея, который держится на энтузиазме трёх человек. отсутствие государственной поддержки создаёт угрозу его существования.

Среди участников встречи был и достойный преемник прославленных лётчиков-испытателей 50-60-х годов – Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой России Анатолий Николаевич Квочур. Когда погиб Амет-Хан, Анатолий Николаевич был курсантом второго курса авиационного училища. Известие об этом стало потрясением для всех курсантов. Квочур, будучи сам общепризнанным Героем истории авиации, в своей речи сказал, что считает для себя большой честью присутствовать на вечере памяти выдающегося Героя, прошедшего всю войну и после её окончания принявшего участие в становлении реактивной авиации. Примечательно, что будучи не раз на краю гибели и потеряв в бою многих товарищей, он не только не расстался с небом, но, напротив, почувствовал, что без него не может жить. Оценивая значение нынешнего вечера и подобных встреч, Квочур говорил о проблемах развития современной авиации. ЛИИ в настоящее время практически не осуществляет лётных испытаний. Неизвестно, каким образом сложится его судьба, когда он будет акционирован. Гражданской авиации сейчас практически нет, авиакомпании закупают иностранные самолёты. В военной авиации наблюдается отставание – в США уже создан истребитель новейшего поколения F-22, наш аналог, самолёт проекта 1-42, существует только в виде опытного образца, который совершил два полёта, проект в настоящее время остановлен. Сегодня наблюдается тенденция к «выходу из пикирования». Это добиться будет непросто в частности и потому, что ветераны уходят из жизни. Проведение таких встреч также станет залогом возрождения отечественной авиации.

О том, что героям нужно воздавать должное, говорил и заслуженный испытатель космической техники, подполковник Иван Васильевич Хлопко. В качестве примера он привёл генерала Александра Дмитриевича Засядько, который по праву считается первым ракетчиком России. С помощью его ракет, в частности, была одержана победа в Русско-турецкой войне в 1830 году. Засядько стал кавалером всех наград России, а американцы даже в его честь назвали одну из малых планет. Имя Амет-Хана Султана также носит одна из малых планет. Его заслуги найдут отражение и в экспозиции создающегося в селе Люпеньки Полтавской области недалеко от города Гадяч, музея авиации и космонавтики. Юрий Александрович и Иван Васильевич принимают активное участие в создании этого музея.

О проблемах, связанных с незавершённостью расследования авиационных происшествий, в своей речи упомянул вице-президент Ассоциации лётного состава России, флаг-штурман самолёта Ил-86 Николай Александрович Паршков. Инженер-полковник ВВС в отставке, ветеран НИИЭРАТ Игорь Иванович Кузнецов, известный своим участием в расследовании обстоятельств гибели Ю.А. Гагарина, высказал свою мысль, которой делился с аудиторией и на других встречах, посвящённых истории авиации. Расследование любого авиационного происшествия должно быть доведено до конца, его истинная причина обязательно должна быть выявлена. К сожалению, гибель Амет-Хана Султана является лишним подтверждением этому. Причина катастрофы, приведшей к его гибели, разными специалистами истолковывается по разному. Е.М. Вакулко, считает, что её причиной стала неисправность двигателя, который испытывался в этом роковом полёте, об этом он говорил в своём выступлении. Кроме того, этот полёт должен был осуществлять другой экипаж, но обстоятельства сложились так, что пришлось лететь Амет-Хану. Поэтому он и не подготовился к полёту с присущей ему тщательностью, в то время как испытуемый двигатель ещё не был доведён до совершенства. Его наземные испытания выявили серьёзные замечания – топливная система давала течь и двигатель даже горел на стенде. Если бы Амет-Хан был осведомлён об этом заранее, он принял бы решение полёт не осуществлять. Автор статьи об Амет-Хане, помещённой на сайте testpilot.ru, указывает в качестве причины то, что самолёт летел с неубранными закрылками. Это вызвало расходящиеся колебания, разрушившие его.

Среди приглашённых была также внучка Амет-Хана Вероника. Она не помнила деда, но чтит его память, читает книги и журналы, в которых напечатаны главы и статьи о нём, знакомится с материалами, размещёнными в Интернете. «Гордиться своими предками не только можно, но и должно» - так говорил в прошлом А.С. Пушкин. Вероника следует этой старинной заповеди великого поэта.

Дополнением к прозвучавшим речам стала литературно-музыкальная программа. Свои патриотические стихи, посвящённые Амет-Хану Султану, читали на сцене выпускник МАДИ, ныне заместитель директора НИИ, Марк Наумович Горбовец, а также дочь известной фронтовой поэтессы Юлии Друниной Елена Николаевна Друнина-Липатникова. Она прочла написанное матерью стихотворение «Комарик», посвящённое космонавту Владимиру Комарову, который, как и Ю.А. Баумштейн, учился в спецшколе ВВС (  где товарищи называли его Володька Комарик), а также посвящение лётчикам ВВС. Жизнь самой Юлии Друниной была связана с авиацией, она, будучи единственной девочкой в спецшколе ВВС, окончила её, освоила полёты на планерах, участвовала в соревнованиях в Коктебеле.

В зале также прозвучали цыганские романсы, исполненные Людмилой Грибовой, которая сама себе аккомпанировала на гитаре, партию скрипки исполнял лауреат международных конкурсов скрипачей-виртуозов Олег Буляндра. Цыганские романсы исполняла Дарья Алексеевская, лауреат международного конкурса цыганских романсов. Солист неаполитанского ансамбля Александр Певцов исполнял песни о Родине, ему аккомпанировала на рояле Элла Фокина. Классическая музыка – это символ единения с природой и вечности. Также и человеческая память должна быть вечной. А это значит – такие встречи будут проводиться и много лет спустя.

Пётр Крапошин

Категория: Встречи | Добавил: museumofmadi (28.03.2009)
Просмотров: 3406 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Понравилось ли Вам у нас?
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мы рекомендуем: Firefox
Связь по icq: 460656859 PRAS © 2024
Хостинг от uCoz